Разговор о роли художественных резиденций, принципах их работы и рамках, в которых они существуют. Арт-резиденции — неотъемлемый элемент инфраструктуры художественной среды, колыбель творческого процесса. Однако в восприятии окружающих они не могут конкурировать с музеями, галереями, большими выставками и фестивальными проектами. Возможно, поэтому даже внутри мира искусства часто смотрят сквозь них, будто и не видят вовсе. При этом для резиденций действительно жизненно важна прозрачность — но в другом смысле.
Сам формат основан на предположении, что мир прозрачен, пронизан транспортными артериями и художественными инициативами. В проницаемой культурной вселенной резиденции служат соединительными узлами между множеством центров и периферий, а заодно сопровождают глобальные проекты вроде международных биеннале или ярмарок. Арт-резиденции могут существовать внутри крупных институций или самостоятельно; их проектируют и учреждают разные игроки, у каждого — свои цели и видение процесса. Общее одно: отношения с художниками строятся по принципу прозрачности. Цели и условия работы могут радикально различаться, главное — обозначить их заранее.
К сожалению, так происходит далеко не всегда. В отсутствие ясных ориентиров начинается непонимание и путаница, и в результате от резиденций начинают требовать то, чего они попросту не могут дать. Так непрозрачность намерений приводит к недоразумениям и даже краху многих проектов. Из сказанного следует парадоксальный вывод: резиденции должны перестать быть прозрачными, чтобы стать видимыми, но при этом вести себя кристально прозрачно, чтобы быть весомыми — или просто быть.
Возможно ли добиться такого баланса? Этот вопрос обсудят участники форума в ходе открытых бесед и закрытых рабочих групп.