Меню
Образовательная программа «Художественные резиденции и творческая мобильность: инструкция по применению»
Онлайн
Серия вебинаров, организованных Фондом Ayarkut с Ассоциацией арт-резиденций России.

Сегодня функции арт-резиденций постоянно расширяются и выходят далеко за рамки традиционного культурного обмена и совершенствования профессиональных навыков.
Формирование новых культурных и общественных ценностей в России после 1991 г. сыграло важную роль в развитии отечественных арт-резиденций. Учреждения культуры добились большей независимости, значительно увеличилась мобильность специалистов, были созданы необходимые условия для стабильного международного обмена.
Современная Россия до сих пор остается «экзотическим» направлением для многих специалистов, поэтому возможность работать здесь в рамках арт-резиденции привлекает огромное внимание международного профессионального сообщества. В контексте актуальной политической ситуации арт-резиденции являются эффективным инструментом сотрудничества в сфере культуры и искусств и играют важную роль в поддержании мирового культурного баланса.

Сегодня участие в арт-резиденциях является неотъемлемой частью практики современных художников, кураторов, исследователей по всему миру, и этот формат работы популярен как никогда. Главные задачи современной художественной резиденции – стимулирование профессионального обмена и процессов творческой мобильности, предоставить художникам возможность найти вдохновение и новый материал для художественного исследования, установить новые профессиональные связи, обдумать новые произведения и совместные проекты с международными коллегами и единомышленниками. Арт-резиденции — это способ поддержки художников, писателей, кураторов и других профессионалов в области культуры, который обеспечивает им время, пространство, ресурсы и возможности для плодотворной работы, зачастую вне привычного окружения. Резиденции могут создавать условия как для уединения и сосредоточения, так и для изучения местной культурной, исторической, географической, социальной специфики, коммуникации и сотрудничества с другими художниками, исследователями и профессионалами других сфер, взаимодействия с местной публикой и др. Во многих случаях участники арт-резиденций выстраивают связи между городами, странами и культурами, а сами арт-резиденции позволяют им углубить и расширить собственную практику. Недавние исследования показали, что резиденции полезны не только художникам и профессионалам искусства, но также и городам, в которых резиденции находятся: они оживляют и облагораживают спальные районы и заброшенные заводские территории, улучшают имидж депрессивных районов, формируя новые достопримечательности, и способствуют широкому культурному обмену.

Вместе с экспертами Ассоциации арт-резиденций России Женей Чайкой, Адель Ким и Кристиной Горлановой в серии онлайн-лекций и практических занятий мы попытаемся разобраться в вариативности форматов современных художественных резиденций в России и зарубежом, а также узнать о способах поиска наиболее подходящей конкретному художнику резиденции, советах по заполнению заявок, изменению формата резиденций и механизмов творческой мобильности из-за пандемии и как художники из Якутии могут пользоваться международной и российской сетью художественных резиденций для профессионального роста.

19 октября, 13.00 Мск / 15.00 Екб / 19.00 Якт
Теория: что такое резиденции и какими они бывают
Лектор: Женя Чайка

Встреча пройдет в формате беседы. Ориентируясь на интуиции слушателей о том, что такое резиденции, Женя Чайка постарается выявить закономерности существования формата, определить его границы и основные принципы работы, особенно подчеркнуть разнообразие резиденциальных форматов и гибкость этого режима поддержки художественного процесса. В заключение вместе с аудиторией лектор постарается сформулировать, что такое идеальная резиденция для участников разговора.

Женя Чайка – менеджер проектов в сфере культуры, куратор в области современного искусства, исследователь, автор текстов. Изучает философию, эстетику, теорию и историю выставок, письмо на русском и некоторых европейских языках. Инициирует образовательные проекты альтернативных форматов, направленные на создание продуктивной коммуникационной среды между художниками (в широком смысле) и критиками. С 2012 по 2018 год - куратор программы Арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале. В 2017-2018 годы - художественный руководитель Уральского филиала Государственного центра современного искусства. Четырежды номинирована на государственную премию в области современного искусства «Инновация», в 2018-м году, в составе команды 4-й Уральской индустриальной биеннале стала лауреатом премии. Куратор арт-резиденции «Шишимская горка» (shishimair.ru), коммуникационно-издательского проекта Арт-платформа (например, uralartplatform.ru, номинация на Инновацию 2021).

26 октября, 13.00 Мск / 19.00 Якт
Практика: где искать резиденции и как заполнять заявки
Лектор: Адель Ким

В мире не менее полутора тысяч арт-резиденций, а в России – около 30 постоянно действующих программ. При этом регулярно появляется информация об открытии новых резиденциальных институций и проектов. В таком объеме информации художнику непросто ориентироваться. Как подступиться к поиску подходящей для себя арт-резиденции? Где получить актуальную и проверенную информацию о наборах заявок? Что важно при подаче заявки? На лекции будет обсуждаться разнообразие мотиваций к участию в резиденциях, критерии выбора подходящих программ и рекомендации к заполнению форм и подготовке документов.

Адель Ким (1987) – куратор, менеджер, исследователь. Магистр искусств Manchester University и МВШСЭН по специальности "Менеджмент в сфере культуры" (2020), Hongik University по специальности "Теория искусства" (Сеул, 2018). Соорганизатор Ассоциации арт-резиденций России, редактор портала AiR of Russia. Участник проекта "Reside / Sustain: Арт-резиденции и устойчивое развитие в Финляндии и России". Ранее - менеджер арт-резиденции "Заря" (Владивосток, 2016-2018), стажер MMCA Residency Goyang (Сеул, 2014). Лауреат премии "Инновация" в номинации "Региональный проект" (выставка IN RESIDENCE. Из коллекции ЦСИ "Заря", 2020, совместно с А. Багдонайте и А. Василенко).

2 ноября, 13.00 Мск / 19.00 Якт
Теория: Феномен творческой мобильности и зачем ездить в резиденции
Лектор: Кристина Горланова

На своей лекции Кристина Горланова расскажет, как художнику понять, что ему нужно в резиденцию, что можно сделать до приезда в резиденцию, чтобы пребывание в арт-резиденции было максимально комфортным и полезным, а также поделится секретами, что происходит после заполнения и отправки заявки: на что обращает внимание институция; что следует делать когда вы получили ответ от программы арт-резиденций; какие шаги предпринять перед поездкой. В качестве примеров, Кристина расскажет, с какими проблемами сталкивались резиденты Фотографического музея «Дом Метенкова» и как разные ситуации влияли на работу художников в резиденции.

Кристина Горланова – куратор и художница, заведующий Уральским филиалом Пушкинского музея (ГЦСИ в Екатеринбурге). Кристина руководила фотографическим музеем «Дом Метенкова» (с 2015 по 2020), была основателем и куратором программы арт-резиденций «Новые истории Екатеринбурга», программы для художников, работающих с фотографией. Куратор программы арт-резиденций 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Со-основатель Ассоциации Арт-резиденций России (с 2018 года). Получила диплом по специальности «Менеджмент организации: управление проектами» в УГТУ-УПИ в 2008 году и степень бакалавра искусств в области фотографии в Лондонском Университете искусств в 2013 году. Кристина продолжает свою практику в качестве художника и в настоящее время живет и работает в Екатеринбурге.
О событии