В 2023 году арт-резиденция «Заря» во Владивостоке после долгого перерыва вновь приняла резидентов из центральной части России, а также с Дальнего Востока нашей страны. Все художники работают в разных медиа: сестра и брат Яна и Ильяс Джан-Ша – поэтесса и музыкант; Елизавета Наркевич – живописец, коллажистка и поэтесса; Александр Дашевский – живописец и куратор; Ярослава Комиссарова – стрит-артистка; Кирилл Гаршин – живописец. Гостями стали и два иностранных художника: Манту Дас из Индии – живописец, работающий также в технике световой инсталляции, и Айша Джанна Мюллер из Италии – фотограф и видеохудожница.
Каждый художник в ходе резиденции разрабатывал собственный исследовательский проект, направленный на проработку и переосмысление владивостокского контекста. Одна из последних резиденций 2023 года была писательской: в ней шеф-редактор журнала «Искусство» Алина Стрельцова сосредоточилась на работе с местным контекстом через серию публикаций. Итоги резидентского года в «Заре» подвела в статье ментор проекта Яна Гапоненко, разделив публикацию на три смысловых главы. Первая – «От музейного знания к устным преданиям» – рассказывает о тактиках работы резидентов с музейным наследием города. Вторая – «Владивостокское магнитное поле в карьере художника» – посвящена индивидуальным художественным практикам. И наконец третья – «Спутники одной орбиты» – рассказывает о локальных акторах, которые стали проводниками для резидентов. От музейного знания к устным преданиям
Большинство проектов участников арт-резиденции «Заря» в 2023 году стали историографическими и сосредоточились на истории территории Приморского края и ее репрезентации. Причем репрезентации очень разной: будь то в публичном профессиональном и музейном кругу или же в узком семейном контексте жителей края. Часто отправной точкой для художников выступали экспонаты Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева. За время паузы, которую взяла арт-резиденция «Заря» с 2019 по 2022 гг., Музей Арсеньева успел вырасти до крупнейшего в регионе мемориального комплекса. Он стал первой точкой в исследовании резидентов: именно сюда они приходили в 2023 году в поисках ответов на вопросы о том, как представлен в музее местный исторический контекст. Живописец Кирилл Гаршин, например,
взял за основу своего проекта шаманскую карту, выставленную в музее. Еще одна институция, с которой резиденты находились в постоянном диалоге – Дальневосточное отделение Российской академии наук. Его представители – научное сообщество края – консультировали Яну Джан-Ша, Елизавету Наркевич и Кирилла Гаршина.
Но многие художники сосредоточили свои силы на переосмыслении местной мифологии или урбанистики через рассказы владивостокчан. Москвичка Лиза Наркевич
взяла серию интервью у художников, моряков и ученых, а петербуржец Александр Дашевский
обратился к купленным на блошином рынке семейным фотоархивам. Найденные фотографии иллюстрируют многообразие возможных взаимодействий жителей города с памятниками, где монументы становятся самостоятельными акторами сюжетов. Среди героев кадров – такие переменчивые истории города, как
памятник Завойко/Лазо, а также перемещенный памятник героическим торговым морякам.
В стремлении ухватить и зафиксировать ускользающую коллективную память, художники обращаются к частным историям, часто доверительно рассказанными местными жителями. Так, у резидента из Индии
Манту Даса накопился целый дневник подобных рассказов, а также его собственных впечатлений от города. Он обещает вернуться к нему в 2024 году и написать у себя дома в Индии живописное полотно в традиции индийской миниатюры, основанное на бытовых зарисовках и повседневных сюжетах из Владивостока.
Крайне личным оказался итоговый перформанс Яны и Ильяса Джан-Ша, выступающих в дуэте «Шизандра» (названном в честь
китайского лимонника, произрастающего в Хабаровском и Приморском краях и известного своими лекарственными свойствами). Уйдя в регистр, близкий к арт-терапии, брат с сестрой исполнили на «Заре» концерт, который отражает все практики местного музыкального движения «Странная дальневосточная волна» (который инициировал владивостокский поэт Спартак Голиков и куда также, помимо «Шизандры», входят группы «Самый маленький человек», «МА ГАК ПА» и другие). Художники характеризуют свой музыкальный жанр как «арт-панк» или, как его определил сам Ильяс, «психоделическое техно».
Яна и Ильяс также работают с темами собственной этнической и территориальной принадлежности. Коллажи Яны Джан-Ша выступают визуальным воплощением поиска культурного кода двух крупных дальневосточных городов, появившихся на месте Маньчжурии – Хабаровска (откуда художники родом, и где они живут и работают) и Владивостока (куда они часто приезжают). У брата и сестры смешанные корни: их прапрадед – этнический китаец с фамилией Чжан из провинции Хэбэй, который женился в Казахстанской ССР и затем переехал на Дальний Восток. Художники впитали китайскую культуру еще в детстве.
Как признается Яна, когда она слышит китайскую речь, то сразу ощущает расслабление на телесном уровне. Художница, изучающая китайский язык, справедливо связывает это со своими генетическими корнями. Творчество Яны – попытка сформулировать эту идентичность и отрефлексировать свое происхождение в публичном поле. Ее практику можно интерпретировать в контексте деколонизации советской экспансии: именно в советском Казахстане фамилию ее прадеда-китайца переписали с ошибкой на слух. Чжан оказался на Дальнем Востоке в конце 1920-х гг., когда ему было лет 10-12. Как вспоминает бабушка Яны, он примкнул к цирковой труппе, но в 1930-е гг. был депортирован в Казахстан в рамках массовых насильственных переселений народов. Там он получил русское имя Саша, понятное русскому уху, и был зарегистрирован с ошибкой, допущенной при записывании на слух – как Ща-ша Джан-Ша. Художница «отматывает» историю своей семьи назад, чтобы добраться до китайского следа. Она прибегает к шаманским практикам, которые приближают ее к собственному прошлому, помогая нивелировать колониальные советские нарративы и лучше понять ход истории и свое место в нем. Не так давно Яна издала онлайн-зин о
мастере ушу Николае Тынагыргине – этническом выходце из коренного народа чукчей, оставшегося после армейской службы в Хабаровске.
Для Яны и Ильяса Джан-Ша важны практики психо- и арттерапии: коллаж, поэзия и музыка для них являются сублимацией собственных эмоций. Для Яны коллаж – это аналог дадаистского автописьма: коллажи она создает спонтанно, погружаясь в себя и стараясь ухватить и материализовать в образы собственные эмоции. Она черпает вдохновение из коллажей и фильмов Сергея Параджанова и работ японского дизайнера Таданори Ёкоо. Поэзия позволяет ей избавиться от навязчивых фраз, прокручиваемых в голове. Фиксируя их на бумаге, Яна конструирует игру слов, разбивая привычные нарративы. Она обращается к blackout поэзии – художественному приему, который подразумевает исключение или «зачеркивание» отдельных слов в собственных или чужих текстах. Яна также организовала так называемый «Коллаж-движ» – серию образовательных мастер-классов, позволяющих всем желающим попробовать технику коллажа под ее кураторством. Во время своей арт-резиденции в «Заре» Яна подготовила материал для второго зина «Шизандры» со стихами и коллажами.
Сбор устных историй стал также основным инструментом работы для
резидентки «Зари» из Москвы, искусствоведа и редактора журнала «Искусство» Алины Стрельцовой. Предметом ее мета-исследования стали непосредственно исследования других художников. Таким образом она по-новому взглянула на роль арт-резиденции в карьере художника, а также на методы работы «Зари» с местными сообществами. Через серию интервью Стрельцова пишет свою историю искусства Владивостока с нулевых годов, «подсвечивая» местных молодых художников, активных последний десяток лет:
Дальневосточных Разлучниц (ДВР),
Кирилла Крючкова и
Михаила Чувакина. Несмотря на то, что работы этих авторов представлены в музейных собраниях не слишком широко, эти фигуры и художественный коллектив остаются ярчайшими творческими единицами Приморского края, непосредственно влияющими на новое поколение художников. Примечательно, что именно закрепленное в сознании арт-сообщества знание о нынешних ключевых фигурах современного искусства Владивостока является альтернативой публичному, транслируемому академическим стандартом, городскому канону.
Внеакадемическое знание также транслирует в своем итоговом живописном полотне резидент Кирилл Гаршин. Он отталкивается от шаманистских представлениях о загробной жизни. Поверхностно судить о них как о «первобытных» или «наивных» – означает вписывать их в строгие рамки позитивного научного знания. Шаманистские знания выходят за пределы современной науки и являются зеркалом множества космологий, выброшенных на обочину научными прогрессивистами. Гаршин намеренно дистанцируется от авторитарной роли карт как позитивистского проекта. Его картина, по словам самого художника, представляет собой условный путь путешествия красной водоросли по загробному миру. Карта у Гаршина представляет собой не точно размеченную территорию, но сеть не самых устойчивых ориентиров. Резидентская работа художника вошла в частную коллекцию в Москве.
Еще один резидент, положивший в основу своего проекта карту, найденную в собрании Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, – Ярослава Комиссарова. Береговая линия вдоль территории Приморского края изображена у Комиссаровой в форме абстрактной волны. Ее тон меняется в зависимости от уровня воды на побережье Японского моря. Цветовая градация в работе Комиссаровой – своеобразная шкала уровня загрязнения прибрежных вод, референс для которой художница также обнаружила в музее. Изображение сетки, которую Комиссарова показывает в читальном зале ЦСИ «Заря», отсылает сразу к двум образам. С одной стороны, к модернистской сетке, которую анализирует в своих работах американская искусствовед Розалинда Краусс. С другой стороны – к навигационным картам, позволяющим морякам Приморья передвигаться по водной территории региона. Комиссарова словно отменяет время и называет изображенную территорию Terra Incognita, давая понять, что не все земли на планете могут быть до конца исследованы. В работе Комиссаровой много символичного: к примеру, красная лента на изображении в зале ЦСИ «Заря» оказывается метафорой частной жизни, всегда пролегающей параллельно большим историческим нарративам.
Вторая настенная работа художницы – результат работы с другой институцией, Музеем истории и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Комиссарова сделала акцент на репрезентации коренной народности региона: айнах, живших, преимущественно, на острове Сахалин.
На уличной территории фабрики «Заря» Комиссарова изображает двух представительниц этого народа, а также «Абрикосовый храм», первый буддистский храм VII века на территории современного Приморья. Своей работой она рассуждает о самосознании малых народностей, о том, как (часто насильственная) ассимиляция размывала человеческую идентичность.
Владивосток – относительно молодой город, артефакты времени здесь хранят истории прежних земель Маньчжурии и Бохайского царства. Быт задается условиями местной географии, и свидетельствами времени становятся уже не киоты (один из элементов икон), как в Центральной России и на севере, а иные рукотворные предметы, часто входившие в быт удэгейских поселений – например, посуда из рыбьей кожи. Методология Комиссаровой, которую она оставила в наследство арт-сообществу Владивостока после своей резиденции – археологический подход к фольклору и сближение персональных нарративов местных художников, которые приняли участие в ее мастер-классе. Ярослава выступила проводником коллективного знания о том, какие разные слои истории хранит Приморье.