В мае мы уделили внимание теме #музей_и_резиденции, разобрали
основные проблемы такого формата взаимодействия и провели микроисследования с кураторами (
Лёша Прокофьев;
Дамир Ниллумтах;
Галина Зыбанова;
Наталья Федянина;
Варвара Семенова) о роли этих институций друг для друга. Предлагаем вам чек-лист, сформулированный на основе этих интервью.
Основные вопросы для проработки стратегии интеграции и развития арт-резиденции в музее:1. Какая связь между резиденциальной программой и музейной коллекцией?Условно мы можем говорить про резиденцию при музее и именно музейную резиденцию. Резиденция при музее — параллельная программа, не обязательно связанная с коллекцией, но основанная на том, с какими темами работает музей и как выстраивает своё общение с аудиторией. Музейная резиденция — глубокая работа с контекстом музея: коллекцией, историей, традициями, пространством. Этот подход предполагает глубокую работу с контекстом: здесь музей становится «супер-местом» с множеством смысловых дверей.
2. Как резиденция соотносится с миссией музея и главными музейными задачами (сохранение, интерпретация, демонстрация)?Определите, какие потребности арт-резиденция закроет:
◽ для музея (пополнение коллекции, обновление экспозиции, привлечение аудитории, развитие горизонтальных связей);
◽ для художников (доступ к архивам, новому контексту, профессиональной среде);
◽ для территории (исследование места, развитие локальных сообществ).
3. Финансы и бюрократия — что и откуда?Как вписать резиденцию в бюрократическую систему музея, сохранив её гибкость? Какие форматы договоров и финансирования использовать (гранты, партнерства, смешанные модели)? Как обеспечить комфортные условия для художников, не нарушая музейные регламенты?
4. Музей и всё?Кроме того, что следует дать резидентам доступ к архивам, коллекциям и экспертизе сотрудников, подумайте над исследованием места — не только музейного, но и городского/регионального. Используйте резиденцию как инструмент актуализации наследия (например, через site-specific проекты).