Что для тебя арт-резиденции? Какого опыта ты от них ждёшь? Каких для себя итогов?Мне кажется, я ищу несколько противоречивого баланса между амбивалентным вещами: одновременно паузы и отдыха от обыденной жизни и в то же время активной работы. Обмена опытом, обменом мыслями, расширением сети. Мне кажется, в моей голове это похоже на детскую пластиковую игрушку, которая в сложенном состоянии выглядит как звезда, а когда ее подкидываешь – раскрывается в шар
(сфера Хобермана – прим. ред.). Эта игрушка живёт по цепочке: импульс – левитация – раскрытие – захват – смыкание; и если бы её подкидывали в ноосферу,она бы захватывала и возвращала части пространства.
В идеале, конечно, видеть итог в виде художественной работы, он доказывает, что случился успешный обмен,поиск, что мысль нашла своё воплощение, закрепилась, материализовалась как новое знание. Но если итог нужно вымучивать – это провал для меня.
Бывала ли ты в резиденции? Расскажи, пожалуйста, что было твоей основной мотивацией и с каким чувством ты уехала?Я была участницей
резиденции «Заря» и
резиденции «Сияние», в составе ДВР. Ещё до этого я на неделю посещала резиденцию в Горноводном, но я не уверена, что тогда она уже была резиденцией... В любом случае, из Москвы я вернулась в ужасном состоянии и почти сразу поехала в Горноводное: познакомится и посмотреть, как живётся приморским художникам. Уезжала от них с чувством смирения, светлого-светлого смирения и осознания, что можно не отрываться от реальности и связывать художественные практики с настоящей жизнью, с маршрутной картой по художественной тусовке Владивостока. Тогда по большей части активно происходили внутренние позитивные метаморфозы, из конкурентной чужой среды, вытягивающей силы, я попала домой – и с меня сошло наваждение.
Заря была моей первой «официальной» резиденцией. Сезон был посвящен локальным художникам, и это были идеальные условия для того, чтобы познакомится с городом, людьми, культурной сферой. «Заря» идеальна для вливания в социальную среду, к тому же там очень комфортные условия для создания работы и проживания. Уезжала с новыми крепкими связями, со светлым чувством обретения и внедрения.
В «Сияние» я ездила в составе делегации ДВР. Личной целью было узнать, как современное искусство сочетается с жизнью горожан маленького промышленного города. Общей – других посмотреть и себя показать. Уезжала удовлетворенная общением и небольшим чувством неопределенности и растерянности.
Мне нравится, что в каждой резиденции через общение смывается страх неизведанного. Постоянно кажется, что ты сам с собой играешь в жмурки с колокольчиком без язычка, а после общения оказывается, что все себя так ощущают, и что есть импульс и желание помогать друг другу и общаться, и что это не так страшно и неловко, как в голове всё время кажется, и что все разделяют общие тревоги и страхи и надежды, и работают в общую сторону, а потом снова расходятся по своим углам, но с тёплым знанием сплочённости.
Как ты относишься к опыту написания заявок? Бывало ли так, что твоя заявка не проходила?Написание заявок для меня – это кошмар сродни тревожным снам, поискам работы или экзаменам. Есть ощущение, что я не знаю какой-то секрет, который знают все остальные. В тот единственный раз, когда моя индивидуальная заявка прошла, меня попросили её написать, когда официально отбор уже был закрыт – мне кажется, это была формальность. Пока что у меня ощущение, что попасть в резиденцию можно только через знакомство, или если про тебя уже знают, твой художественный язык понятен и предсказуем и ты подходишь под уже оформленный кураторский проект.
Но я понимаю, что заявки – действительно моё самое слабое место: я довольно путанно выражаю мысли, мои эскизы обычно понятны только мне, у меня нет постоянного медиума и примеров того, что я хотела бы сделать в резиденции. Мне быстро надоедает делать похожие вещи или развивать одну и ту же мысль. Ещё меня раздражает, что если заполняешь заявку через онлайн-форму, часто не получаешь уведомление о получении заявки или о том, что тебя не отобрали – у меня постоянно создаётся ощущение, что где-то нарушилась сеть, и моя заявка даже не дошла… Но если приходит сообщение с отказом, там, как правило, видно всех, на кого делают рассылку, и становится не так обидно и одиноко, хочется даже начать общение со всеми, опрос может какой-нибудь устроить, узнать, как дела у них.
Ты говоришь, что у тебя нет постоянного медиума, но называешь себя керамистом, для тебя керамика – больше, чем медиум?Я керамист по образованию и сама из приморья, где до Даманского конфликта многие топографические объекты имели китайское название. Дальнегорск не исключение, раньше он назывался Тетюхе. Самый распространенный перевод – «долина диких кабанов», второй – «река каторжан». Китайское влияние здесь есть, хотя его сразу и не увидишь. Мне интересна керамическая традиция Китая, по ней не так много открытой информации, поэтому я изучаю язык: хочу, чтобы у меня был доступ к этой культуре.
В ней всё так устроено, что невозможно потянуть за что-то одно, чтобы оно не потянуло за собой всё остальное. Например, уже на первом уровне знакомства каллиграфия упирается в знание иероглифов и их происхождения, в истории о знаменитых каллиграфов и тщательное изучение их работ, в цитаты и чэнъюи и их историю, в культуру движения и ритма (цигун), а также в китайскую метафизику и мифологию. Без изучения и внедрения в эти сферы знакомство будет поверхностным. Но эти сферы оказываются плотно завязаны на других сферах и, чтобы понять их, приходится зарываться ещё глубже.