Меню

Арт-резиденции как художественная практика

Подборка мнений членов ААРР
Формат арт-резиденции давно перерос роль «творческого санатория». Сегодня это самостоятельный медиум, социальная скульптура и акт совместного высказывания, где важны не только результат, но и процесс, быт и сама ткань человеческих отношений.

Члены Ассоциации арт-резиденций России на собственном опыте исследуют резиденцию как художественную практику. Они размышляют о:

  • демифологизации образа художника-гения;
  • быте и повседневности как материале для искусства;
  • культурном трансфере и этике взаимодействия с локальным контекстом;
  • форме доверия и создании «третьего места».
  • Фото: Алёна Калещук
РЕЗИДЕНЦИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ
(повествование ведётся от двр глазами Тани Олгесашвили-Каганской)
каждый, сквозь кого сияет предвечная воля,
связан невидимой нитью с другим,
взирает на мир сотнями глаз,
сотнею рук возделывает сад,
дыхание его — потоки ветра.
(из книги двр «Век Воли»)


из словаря двр (уссурийцев)

Центр современного искусства «Заря» – институция во Владивостоке, работающая с 2013 года. Особенным счастьем, во всех мирах, стало кураторство Алисы Багдонайте. Многие участники двр работали на «Заре» и учились у звёзд современного искусства, приезжающих в резиденцию. «Заря» и Алиса развернули питательную среду, в которой мы смогли зародиться, раскрыться и чувствовать себя полнокровными художниками:

  • в 2016 году наше первое выступление состоялось в резиденции «Зари»;
  • в 2017 и 2018 годах мы участвовали в «Ночи музеев»;
  • в 2017 году поехали в ММСИ в составе выставки «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока 1960-е-2010-е»;
  • в 2019 году Алиса показала нам Cosmoscow;
  • в 2019 году она доверила нам выставочный зал «Зари» для персональной выставки «Весна блаженная»;
  • в 2020 за эту выставку мы получили премию «Инновация» в номинации «Новая генерация».

из песенника двр:

ты заря, моя ты зоренька
ты сыграй заря во гуслицы
у тебя ли гусли славныя
гусли славныя, воззрадныя
мой-то муж-то у ворот стоит
молоду жену домой зовёт
ты пойдём, пойдём, любимая жена
я иду, иду, и слушаюсь тебя
у нас игры все доиграныя
скачки-пляски все доплясаныя
(песню подслушали у Устины Яковлевой и Алисы; гусли – кто какие поёт. Я оставила версию Лизы «воззрадныя»: нравится слово)

После того как мы выпустились из-под любовного крылышка Алисы, мы поступили в институт имени себя. Самостоятельно досмотрели альтернативы: самоорганизованные сообщества в Санкт-Петербурге, Томске, Тюмени, Омске, Иркутске; дома-музеи художников в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке и Кавалерово. Мы почуяли, что нужно делать. План был такой: найти место для бытования и соработничества, образовать собою специфическую общность — «уссурийский» метаэтнос — и творить живой музей.
Важно отметить, что ещё до переезда из Владивостока в 2020 году и до основания дома-музея резиденции в Горноводном мы уже были резиденцией – мерцающей, кочующей, но резиденцией. Сами участники создавали собой пространство этой резиденции = резиденцией были мы.

На примере: в 2016, мы назначаем концерт в баре «Контрабанда» = проект. Приглашаем всех желающих на тему = open call. Никакого отбора людьми не было – отбор был естественный: кто-то приходил лишь на репетиции и не выходил на сцену, кто-то не возвращался после первой встречи и тд. «Куратором» выступали все остальные участники и тема. Несмотря на то, что было физическое место для сотворения произведения – Машина квартира, наше настоящее пространство образовывали всё-таки участники. И выставка «Весна блаженная» имела форму резиденции. И любой наш выезд – на Сosmoscow, в Нижний Новгород или в Пермь – был резиденцией, причём с обратной перспективой: резиденция – это мы, а места у нас в гостях. Одно место для совместного бытования; в состав участников обычно приглашались Жители Места; примагничивались атрибуты, символы и тексты. Произведение зарождалось и проявлялось всеми, на глазах у всех, и оставалось в памяти участников и в символах.

И весь наш путь привёл в Горноводное – к дому-музею-резиденции. Здесь мы работаем над зачатыми темами: Форма-жизнь, Великая свадьба (союз над союзами, страна над страной), Самоплетущийся узор, Сад памятования (Всеобщий музей). Сложно представить другой формат, который мог бы дать нам такое изобилие. И нам очень живительно посещать другие резиденции и вообще быть на связи: если вы читаете эти строки, значит, вы приглашены.

из песенника двр:

Откуда мы прибыли из мест
Из мест где осуществилось небо
Где осуществилось солнце
Где осуществилась ночь
Прохлада
Хмарь
Влага
Шерсть
Где осуществился проект

(переделанный текст из «Сумасшедшего разведчика»)

Таня Олгесашвили-Каганская
Дом-музей-резиденция ДВР в Горноводном
  • Фото: Алёна Калещук