Всё чаще, наблюдая за резиденцией и её процессами, думаю о форме живого взаимодействия. Это не здание и не программа, не набор воркшопов или событий, а нечто более текучее – живая инсталляция, перформативная, почти хореографическая структура.
Зритель, гость, куратор, художник – каждый задаёт свой темп, свой ритм движения. В противовес фронтальной (театральной) сцене, где одни говорят, а другие слушают, здесь всё разворачивается вокруг, как будто пространство становится сценой 360 градусов, где любое действие, взгляд или пауза включены в общий жест. И, наверное, именно это ощущение совместности, зыбкости и внимания к другому делает резиденцию такой живой.
Если представить арт-резиденцию как живописный жанр, то, пожалуй, это реализм – где отражена жизнь во всей её непосредственности и уязвимости. Она открыта городу, влияет на локальное сообщество, переосмысляет пространство, в котором формируется личность, как двусторонний процесс. Резиденция сталкивается с трудностями политического, экономического, критического и психологического характера в том числе.
Как живой организм, она переживает собственные фазы: периоды активности (выставок, встреч, совместных поездок) сменяются временем затишья, когда пространство словно выдыхает и накапливает тишину. Нужно признать, что и у резиденций бывают периоды депрессии – этапы, когда энергия и внимание рассеивается и кажется, что процесс остановился.
Но я люблю эти лакуны, паузы, в них можно найти утешение и новые точки опоры для дальнейшего действия.
Резиденция, подобно человеку, проживает усталость, сомнение, раздражение, ожидание, возвращение к прежней жизни. Она взрослеет, а порой и устаревает. Эта цикличность делает её не машиной производства, а живой системой, способной к осмыслению себя.
Корпоратизация и институционализация искусства, как часто говорят, убивают что-то живое внутри независимого, формирующегося тела. Когда резиденция встаёт на ноги, обретает устойчивые несущие конструкции, превращается в бренд или товар, она неизбежно вступает в зону власти и культурной политики. Это не хорошо и не плохо – скорее данность самой формы третьего места, которая за счёт своей массы начинает влиять, направлять, управлять. Но её подлинная природа всё равно остаётся в текучести и рефлексии, в способности меняться, впитывать и отдавать.
Безусловно тело резиденции живёт в ритме тех, кто в ней участвует, кто её строит: управляющих, кураторов, художников, зрителей, горожан. Это тело социальное, чувствительное, уязвимое, впускающее.
Мы не отстраняемся от проблем локального порядка, не эстетизируем и не замалчиваем их. Скорее, бережно, насколько хватает сил, даём поддержку молодому сообществу – разделяя, оберегая, как семья, в доме которой ценится диалог и умение слушать.
В этом смысле арт-резиденция напоминает стартап эпохи ковида – Clubhouse, платформу, где можно открывать разговорные комнаты, обсуждать любые темы, слушать и вступать в диалог. Только Clubhouse существует в цифровом, акустическом пространстве, а резиденция – в телесной, локальной, межкультурной среде. Это не социальная сеть, а живое сообщество, которое формирует себя через говорение.
По версии Клэр Бишоп, зритель в современном искусстве уже не может оставаться просто наблюдателем. Вовлекаясь в физическое и временное переживание, он становится частью действия. В этом сдвиге от пассивного восприятия к активному участию и заключается политика нового взгляда. Здесь начинают проявлятся перформеры: молодые, средние, пожилые, телесные, красивые или нет. Отстраненные, они двигаются в медленном, почти скульптурном ритме нашей большой живой инсталляции. Здесь нет того, кому удаётся смотреть, но при этом избегать взгляда другого – как в обществе тотальной видимости.
Это не линейный спектакль, а непрерывная медленная хореография жестов, звуков, дыхания и напряжения.
Резиденция становится моделью живого перформанса, в котором каждый участник – соавтор, а само пространство – сцена, дом и архив одновременно.
Так, возможно, и в работе Анны Имхоф Faust можно увидеть этот же принцип: когда живое, уязвимое тело искусства становится пространством коллективного опыта, где присутствие, внимание и взгляд превращаются в саму форму произведения.