Меню

Интервью с художниками: ААРР x Арсен Курбанов

Полина Дмитриева

Художник Арсен Курбанов – об арт-резиденциях и медиапрактиках

Медиахудожник и музыкант Арсен Курбанов работает с культурным кодом, новыми медиа и звуком, чтобы оживить традицию, найти её суть в современных формах. В разговоре с Ассоциацией арт-резиденций он рассказал о своём опыте в резиденции «Сильно», о том, почему орнамент – это не просто элемент декора, а целая философия, и как вечерний разговор на кухне может перевернуть творческий путь художника.


Расскажи, как сейчас выстраивается твой художественный фокус – что для тебя главное в работе с культурным кодом, новыми медиа и музыкой?

– Мне сейчас интересно не просто показывать «традицию», а понять, откуда она вообще у нас идёт. Что за смысл в ней сидит. Я через новые медиа и звук пытаюсь не оторваться от земли, а наоборот – показать, что культура живая, она просто меняет форму. Главное – не потерять суть, когда переводишь старое на современный язык.


Как, по твоим наблюдениям, сегодня развивается медиаискусство в Дагестане – и есть ли у него своя локальная специфика?

– У нас всё движется потихоньку, но по-своему. Тут медиаискусство не ради хайпа – люди ищут, как через современные формы говорить о своих корнях. Это не Москва, тут каждый шаг – как будто через горы. Но зато искренне. Много молодых, кто тянется к этому, просто не всегда есть площадки.


Ты работаешь и как CG-дизайнер, и как медиа-художник. Что для тебя принципиально различает эти роли?

– Дизайнер – это когда ты делаешь красиво и понятно под задачу. Художник – когда тебе самому что-то не даёт покоя, и ты пытаешься это выразить. В первом случае – заказчик, во втором – внутренний вопрос. Иногда это пересекается, но разница чувствуется сразу.


Некоторых медиахудожников волнует вопрос об интеграции в сообщество – на первом вебинаре ААРР прозвучал вопрос о доступности резиденций для медиахудожников. Как тебе кажется, существует ли в академической среде какое-то специфическое отношение к медиаарту и как медиахудожники могут двигаться в плане развития именно художественной карьеры?

– Да, отношение такое – настороженное. Там всё ещё больше про кисти, холсты и «серьезное искусство». Но со временем всё равно поймут, что экран – это тоже инструмент. Главное – не ждать, пока позовут, а самим строить площадки, делать выставки, объединяться.


Как ты впервые узнал о резиденции «Сильно» и что стало решающим фактором, чтобы принять участие?

– Узнал от сестры, она на тот момент находилась в Дербенте и познакомила с локальным коммьюнити, которое начинало свои обороты.


Ты провёл немало времени в доме резиденции, рядом с командой и другими художниками. Что дал тебе этот опыт совместного проживания и работы?

– Ты как будто попадаешь в семью, где все чем-то живут своим, но на одной волне. Это сильно заряжает. Учишься уважать чужие процессы, быть открытым. Понимаешь, что искусство – это не одиночка в мастерской, а живой обмен.


Как ты воспринимаешь сам формат арт-резиденции, насколько он жизнеспособен и важен для развития художественной среды в регионе? а для художественной практики отдельного автора?

– Формат важен и жизнеспособен, особенно для регионов, как Дагестан и соседние территории. Потому что здесь не так много постоянных структур, галерей, лабораторий. Резиденция как шанс – на время выйти из привычки, провести время в ином темпе, собрать вокруг себя других, остановиться и посмотреть на свою практику. Для автора – это как переподключение: ты меняешь место, людей, роль и повод. Для художественной среды региона – это возможность создать точку, где что-то происходит, куда можно прийти, показать, пересечься.
Что конкретно в процессе участия в «Сильно» помогло тебе вырасти в профессиональном, техническом или концептуальном плане?

– Я научился работать с материалом осознанно: не хватать первое, что под руку, а выстраивать идею. Стал чётче разделять, где техническое, а где концептуальное. Плюс – общение: постоянные разговоры с художниками, кураторами, простыми людьми вокруг помогли нащупать новую глубину.


Были ли моменты взаимодействия с кураторами или другими резидентами, которые повлияли на твой творческий метод или взгляды?

– Да, были. Иногда это не лекция, а просто вечерний разговор на кухне, после которого ты иначе смотришь на свои вещи. Понял, что можно строить работу не от формы, а от наблюдения – что тишина, свет, пауза могут быть частью произведения.


Можно ли выделить проект или эпизод в рамках резиденции, который стал для тебя поворотным, вдохновляющим или помог сформировать новое направление?

– Да, в один момент я понял, что орнамент – это не декор, а логика, код, структура. С этого всё и повернулось: стал использовать культурные элементы не как картинку, а как систему. Это повлияло на всё, что я делаю сейчас.


Что изменилось в твоём профессиональном пути после участия в «Сильно» – какие возможности, связи или уверенность появились благодаря этому опыту?

– Появилось спокойствие. Осознание, что я на своём пути и что можно делать серьёзные вещи, не уезжая куда-то. Появились связи, новые соавторы, и понимание, что коллаборации – не просто модное слово, а реальный способ развиваться.


Какой могла бы быть идеальная арт-резиденция – может, когда-нибудь в будущем?

Думаю что резиденция «Сильно» уже такой и является.


В эти стальные дни на стыке октября и ноября Арсен Курбанов подарил ААРР стикерпак из четырёх фигур с металлической фактурой. Работы Арсена, текучие и одновременно жёсткие, превращаются то в традиционный орнамент, то в капкан, то в компас, то в циферблат и помогают почувствовать это время перехода.

Забирайте стикерпак ААРР x Арсен Курбанов и пусть ваш переход будет лёгким, как алюминий и надёжным, как сталь – где бы вы ни ходили.


Интервью с Арсеном Курбановым в журнале арт-резиденции «Сильно»

Instagram* Арсена


*Instagram — проект Meta, признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ