Это единый проект или серия? Как твой метод встречается с новой территорией?Я не могу относиться к этому как к единому проекту, это скорее серия. Это разные проекты, исследующие разные темы. Это метод, который я для себя нащупал.
Мне интересно исследовать другие территории через призму своих ощущений и своего метода. Как будто, опять же, у меня есть лего, и каждый раз, находясь на новой территории я пересобираю это лего по-новому. Мне также интересно находить локальные пластиковые формы: оказывается, они производятся на местах. Мне хочется заострять внимание на этих незначительных вещах.
В какой момент ты решил делать свою резиденцию и почему?Я всегда думал, что не люблю людей, хочу быть один. Но, повзрослев, понял, что, наверное, всегда их любил. Мне всегда нравилось наблюдать, подглядывать – в детстве у меня был бинокль, и я просматривал все окна. Резиденция – такой вольер, где ты даешь человеку свободу, но имеешь возможность подглядеть, как он ведет себя в этих условиях.
Мне интересны простые бытовые вопросы. Быт – очень важная вещь, которая формирует человека. Я создал в квартире комфортные для себя условия, и мне интересно, как другой человек в них себя ощущает. Каждая вещь в моей квартире находится на своем месте не просто так – я долго ищу для неё идеальное положение. И люди, кажется, это чувствуют.
Как понять, что художественное произведение завершено?Это внутреннее чувство, щелчок. Как качели: когда ты в невесомости, и у тебя внутри что-то поднимается. После этого хочется выпить водки и танцевать чечётку – напряжение уходит. Когда я смотрю на законченность и понимаю, что мне пофигу, кто как оценит, – это оно. Я первый зритель, и в первую очередь должно нравиться мне.
Для меня нет разницы между созданием произведения и формированием пространства. Я в 41 год не разделяю, где я художник, а где просто человек. Я Илья Фролов художник, и всё, что я делаю – чищу зубы, готовлю, расставляю вещи – я делаю как художник. Я хочу умереть Ильей-художником, а не оставить после себя дорогие вещи.
У тебя на теле несколько татуировок. Это тоже жест художника?Прямых отсылок к моей художественной практике здесь нет. Для меня искусство – скорее про разум. Но я часто обращаюсь к теме воспоминаний. Не памяти, а именно воспоминаний. Память – это конкретный промежуток, а воспоминание – это что-то, что ты забыл, что-то добавил из другого времени. Это более глобальный и честный процесс. Воспоминание – это то, как ты ощущал свое тело, мир, других людей. Это такая душевная материя.
Малахит, например, для меня – это тоже воспоминание. У меня была серия, где я перерисовывал домашний архив, и лица умерших родственников заменял на малахит. Малахит – это такая душа уральца, попытка сохранить воспоминания и сделать неодушевленный предмет человечным.
***
Малахитовые стикеры – жест художника. Буквально!
Специально для ААРР Илья сделал стикерпак с уральскими мотивами. Забирайте ноябрьский набор
по ссылке и делитесь теплом, как Илья делится своими работами.